|
илась возможность перейти в исследованиях бюрократии от оценок эмоционального плана к оценкам по качеству ее функционирования. И стало ясно, что бороться с ней только средствами сатиры, заклинаниями и проклятиями - глупо.
"Партократия" - используется как ругательный термин, рожденный в последние годы и обозначающий аппаратчиков коммунистической партии, а иногда и коммунистов вообще. Эгократы охотно используют его, приветствуя привязку источников всех бед к идеологии коммунизма. Ведь если виновата идеология, то никто не будет говорить о самих тогдашних властителей и их ответственности.
"Административно-командная система" означает аппарат управления, человеческое наполнение которого - опять-таки бюрократия. Но понятие это, введенное впервые Г. Поповым в его рецензии на книгу А. Бека "Новое назначение", не ассоциируется с живыми людьми, о действиях которых написана книга. Ее герои оказывается не суть этой самой системы, они уже как бы точно ее жертвы. Чувства, которые читателем должны были быть адресованы им, оказываются перед злом, которое лишено живой плоти.
Лозунг "аристократов на фонари" и призыв "вздернем командно-административную систему" - это "две большие разницы". Тут Г. Попова можно сравнить с молодцем-тореадором, который изящным взмахом красного плаща заставляет несущегося в последний и решительный бой быка воткнуться в пустоту. Как известно, в результате быка убивают, а тореадор - получает заслуженную награду. В нее входят, кажется, отрезанные уши быка (по-своему это справедливо - не будь лопоухим, умей правильно определять врага).
"Групповщина" - это, в соответствии с не очень известным определением*, - объединение в группы, кланы, клики на базе своекорыстных, эгоистических, амбициозных интересов. То есть это понятие, вроде бы, не тождественно понятию "эгократия", но объем его пересекается с объемом последнего. Светлана Алилуева в своей
|