ективисты, западники или почвенники, националисты или космополиты-интернационалисты). Очевидно, что если мы хотим оставаться бедными и больными (прежде всего психически), то можно продолжать эту увлекательную игру, ну а если же все-таки не против быть богатыми и здоровыми надо искать иной выход. Назовем это поиском третьего пути. Я колебался перед тем, как использовать этот термин, ибо он уже довольно потрепан попытками иногда наивными, иногда глупыми, а иногда весьма остроумными, протянуть под видом "третьего пути" уже знакомые нам варианты. Но, в конце концов, дело не в числе - третий, четвертый, десятый, сорок первый, дело - в реальном пути, который должен вести к процветанию (именно, к процветанию, как бы банально и пафосно это не звучало).
Сделаем маленький исторический экскурс в историю "третьего пути". Мифологема "первого пути" неразрывно связана с европоцентристской картиной мира и представлена с XVIII века промышленно развитыми странами Западной Европы и Северной Америки. Тогда как весь остальной мир представлялся пассивным, "беспутным" придатком Запада. Впрочем, европоцентризм неоднократно подвергался критике и со стороны самих западных мыслителей*, но философия или практическая политика часто говорят на разных языках.
* См. напр. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991; Шпенглер О. Закат Европы. М., 1992. Но практическая политика или философия часто говорят на разных языках.
Идея иного, отличного от западного, пути развития возникла и начала реализовываться в СССР, и связана с идеей И. Сталина о возможности построения "коммунизма в отдельно взятой стране". Эта идея, помноженная на "ограниченный экспорт революции" в страны Центрально и Восточной Европы и страны Юго-Восточной Азии, привела к созданию картины мира альтернативной европоцентричной. Заметим, что "второй мир" тоже грешил "одноцентричным" подходом.
Сравнивая две картины мира, |