|
исциплинирован один, недисциплинировано и все государство" [28]. Гражданину дано понять: для изменения мира политики совсем недостаточно изменить (обновить, перекроить, отшлифовать) институционально-нормативную систему государства. Даже идеально сконструированная она все равно в действительности будет "работать" так, как ее фактически станут использовать люди.
Чтобы существовал, креп и развивался демократически-правовой строй, разумеется, нужна отвечающая его духу и букве институционально-нормативная система. Но еще более нужны граждане, из которых он бы органически вырастал. Гражданин всегда самокритично всматривается в себя, культивирует прежде всего в себе самом свойства, необходимые субъекту, лично отвечающему за состояние мира политики. Только обывателям грезится, будто этот мир как-то спонтанно, без их участия, "по щучьему велению" преобразуется к лучшему и им, оставшимся прежними, он достанется уже преображенным. Императив гражданина - изменяйся к лучшему в первую очередь сам, иначе не изменится к лучшему государство, в котором живешь ты и твои сограждане. Станет руководствоваться таким императивом российский гражданин, тогда прочно утвердятся в России демократически-правовые порядки, тогда выйдет она на новые исторические рубежи, будет благополучной, процветающей страной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1993. С. 9.
2. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981. С. 86.
3. Аристотель. Политика. II. 2. 1261 а. Соч. В 4 т. Т. 4. М., 1983.
4. Государственное право Германии. Т. I. M., 1994. С. 35.
5. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. С. 3-9.
6. Теория государства и права / Под ред. В.М. Карельского, В.Д. Привалова. М., 1997 С. 78,79.
7. Богословский Е.С. Собственность и должностное владение в древнем Египте // Вестник древней истории. 1979. ¦ 1. С. 4.
8. Романов В.Н.
|