ервые в мировой истории возникла необходимость во имя сохранения жизни на Земле, выживания цивилизации искать пути упорядочения развития человечества в целом. Это подразумевает прежде всего исключение насилия в практике международных отношений, ориентацию на компромиссное решение любых спорных вопросов; проведение международным сообществом согласованной политики по смягчению остроты наиболее сложных, конфликтных проблем, чреватых нарушением мира и международной безопасности; осуществление мер, обеспечивающих стабильность мировой экономики в целом, экологизацию ее последующего развития. Иначе говоря, от модели мира, основанной на балансах военных сил, равновесии страха, противоборстве, необходимо перейти к модели "позитивного мира", т.е. мира, основанного на общих целях, стремлениях, идеалах, признающего и разделяющего, хотя бы в основном, фундаментальные общие ценности.
Таких ценностей исходно, по определению, не могли дать идеологии, замешанные на воинствующем национализме, признающем достоинства лишь одной нации вплоть до утверждения ее "права" добиваться процветания в ущерб другим. Не могли приобрести универсального характера и доктрины, обосновывающие классовую вражду, претензии лидеров, выступающих от имени того или иного класса или социальной группы вер: шить судьбы народов.
Дает ли ценности на будущее демократия? Будучи не столько идеологией, сколько набором определенных принципов организации политической власти и ее взаимоотношений с людьми, которые рассматривались в демократическом обществе как носители неотчуждаемых прав, демократия давала возможность лишь найти общие контуры демократического миропорядка, а не готовые решения. Эти принципы и подходы формировались и
9
утверждались в процессе взаимодействия различных сил, в ходе борьбы на международной арене и в рамках отдельных стран с воинствующим национализмом |