людей. Несложно оказалось и "перераспределить" общественное богатство, продукт труда многих поколений, с тем, чтобы удовлетворить абстрактным идеалам справедливости, или же вознаградить особо преданных вождям и их идеям. Значительно сложнее оказалось создать на основе этих идей работоспособный социальный организм, эффективную экономику, довести "эксперимент" до логического завершения, придав ему глобальный, планетарный масштаб.
Не все народы были соблазнены обещаниями пророков, знающих якобы пути построения счастливой жизни. Методы социальной инженерии применялись всюду, но в ряде стран - взвешенно и осторожно с учетом интересов и стремлений большинства населения, возможностей материальной базы общества. Им удалось сгладить возникающие противоречия, в том числе в социальной сфере, обеспечить повышение уровня жизни людей со значительно меньшими издержками. Далеко не случайно, что эти страны были демократическими. Основные принципы демократической организации общества - выборность лидеров, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, разграничение компетенции центральных и местных органов власти, политическая культура уважения интересов и взглядов меньшинства, наличие политической оппозиции и плюрализма мнений - ограничивали возможности социальных экспериментов. Именно демократическим обществам удалось остаться в рамках стабильного эволюционного развития, сохранить и умножить накоплен
7
ный веками материальный и человеческий капитал, сединенный с ценностями социального прогресса. К. Поппер справедливо противопоставляет "утопической социальной инженерии" "постепенную, поэтапную социальную инженерию", понимая под последней поиск путей преодоления "наиболее тяжелых, нетерпимых социальных бед", а не реализации намерений "создать на земле рай", которые "могут превратить ее только в ад..."1.
Конечно, основной |