ри соблюдении формальностей, установленных законами и регламентами". В ряде стран особо выделяют право на образование профсоюзов или профсоюзные свободы.
И, наконец, иногда конституция содержит и развернутые положения об общественных организациях. В этих случаях часто встречаются перечисления "разрешенных" организаций: женская, крестьянская, молодежная, рабочая, организация ветеранов (Конституция Непала); профсоюзные, молодежные, женские, кооперативные (Гайяна). Определение "народных организаций" можно найти и в Конституции Филиппин, правда, оно сопровождается обязательством государства уважать права и деятельность "добросовестных ассоциаций граждан, демонстрирующих способность содействовать развитию общественного интереса и обладающих установленным руководством, членством и структурой"1. Правда, уже в этом определении заложена возможность государственного вмешательства (право определять "добросовестность" и "способность"), несмотря на обязательство государства признавать роль общественных ор
1 Конституционное право...- С. 205.
32
ганизаций и не ограничивать их право на "эффективное и разумное участие в выработке социальных, политических и экономических решений" (при этом оно само и определяет степень "разумности").
Право на объединение, как правило, включает в себя, во-первых, свободу образования ассоциаций и свободу принадлежности к организациям; во-вторых, право свободно осуществлять организационную деятельность; в-третьих, право свободно излагать и пропагандировать идеи своей организации, свободно осуществлять свою деятельность; в-четвертых, право на объединение в ассоциации, в том числе и международные. Ограничения свободы объединения касаются в основном этих четырех компонентов, хотя по логике демократического общества ограничения могут затрагивать лишь практику отдельных организаций, т.е. запрещение внесистемных
|