человек сознает себя равным остальным, тем беспомощнее он перед массой и тем невероятнее для него мысль, что общее мнение может быть ошибочным". В своей работе "О свободе" (1859 г.) он отмечал, что мало избежать тирании политической, нужно еще и избежать тирании общественного мнения. Если абсолютная сво
1 Tocquevill A.de. Democracy In America (1835-1840)- N.Y., 1961- V.l-2.- P. 215-220.
2 Купер Дж. Ф. Мерседес из Кастилии, или Путешествие в Катай. - М., 1986 - С.82.
25
бода мысли не гарантирована, то и общество не свободно. "Всякое подавление дискуссии есть претензия на непогрешность"1. Истина не бывает окончательной и предопределенной свыше, но именно дискуссия приведет к ней ближе, чем одностороннее утверждение догмы и неоспоримая вера. Ведь ценность государства определяется ценностью его граждан. "Государство, которое превращает людей в карликов", чтобы обеспечить им процветание, скоро обнаружит, что "современная машина, ради которой пожертвовано всем, в конечном счете ничто, так как не хватает жизненной силы, которую уничтожили, чтобы эта машина действовала без помех"2 .
Другая опасность, грозящая демократии и личности, по мнению А. де Токвиля, проистекает из образования "промышленной аристократии", порождаемой естественным развитием экономики. Таким образом, политическое равенство само порождает неравенство экономическое: демократия благоприятствует индустриализации, поднимающей жизненный уровень, но она же создает новое неравенство, угрожающее основам демократии. И новая аристократия на данном этапе развития общества опаснее феодальной - капиталист XIX в. не имел чувства ответственности, он ждал от рабочего только работы (правда, не было и встречных ожиданий, рабочий ждал от него только зарплаты), просто использовал рабочего ради достижения своих целей.3
Этот разрыв усилился на рубеже XIX-XX вв. С одной стороны,
|