троения Бональда позволяют и его называть родоначальником тоталитарных теорий.
Почти одновременно критика "реальной демократии" появляется и у другого направления политической мысли. Мы имеем в виду Алексиса де Токвиля и его "Демократию в Америке", изданную в 1840 г.
А. де Токвиль увидел в американской демократии своего рода образец общественного развития. Но он
1 См.: Маккиавелли Н. Избр, произв.- М., 1982.
24
не был бы ученым, если бы безоговорочно поддержал его. Именно в США он разглядел и тенденции, потенциально угрожающие демократии. Это власть общественного мнения и образование экономической аристократии. Он остро чувствовал и ценность личности, ее уникальность, и опасность ее уничтожения: "Мы не можем помешать равенству, но от нас зависит, к чему оно приведет - к свободе или к рабству, к варварству или просвещению, к нищете или процветанию". Один из путей подавления личности - власть общественного мнения, устраняющего непопулярные взгляды. Даже не опасаясь физического уничтожения, неортодоксально мыслящий человек может обнаружить, что его карьера закрыта, что он одинок в этом мире. Этот "тихий и мягкий террор" не казнит человека, а просто не дает ему жить, давит, изнуряет людей, "пока народ не превращается в стадо, робкое и усердное, а правительство в пастуха"1.
Любопытно, что в это же время (1840 г.) именно эту черту демократии отметил и другой далекий от науки человек - писатель Фенимор Купер. В романе "Мерседес из Кастилии, или Путешествие в Китай" он писал: "Но, пожалуй, самой характерной нашей чертой является сегодня стремление распространить контроль общества на все области жизни, далеко за пределы, установленные законами и уложениями. Этот новый культ получил пристойное наименование Общественного Мнения..."2.
Эту линию критики демократии развивали и дальше. Так, Джон С. Милль (сын философа) писал: "Чем
|