аже Маккиавел
1 Гегель Г. Гражданское общество. Обязанности перед государством //Ра6оты разных лет. - М., 1971.- Т.2.- С.50-51, 69.
2 См.: Гегель Г. Исторические этюды. Там же.- М., 1970,- Т.1.
3 См.: Гегель Г. Философия истории.- Соч.- М., 1935.- Т.8.
4 См.: Гегель Г. Политические произведения.-М., 1978.
23
ли, тоже считая власть высшей целью, различал два вида поведения - этическое и политическое.1 Однако именно принципы Гегеля стали практикой: государство, власть как самодовлеющая сила была реализована в тоталитарных системах, хотя с некоторыми различиями: этика в различных построениях заменялась расой, государством, классом. Достаточно вспомнить тезис "пролетариат должен взять государственную власть" или "Доктрину фашизма" Б. Муссолини и Дж. Джентиле.
Одновременно с Гегелем, но пытаясь возродить идеи сакральности государства, выступили французские традиционалисты Жозеф де Местр ("О Папе") и Луи Бональд ("Первичное законодательство", "Теория политической и религиозной власти"). Де Местр был просто традиционалистом и пытался доказать, что папство, возглавляющее вечный институт - церковь, призвано руководить и неустойчивым миром. Бональд в своей стройной теории не оставил места для папы - его просто не интересовали проблемы внутренней реформы церкви, обновления христианства и т.п. Он считал, что "человек существует лишь для общества и общество формирует (человека.- Авт.) для себя".
Бональд обрушился на Монтескье и Руссо, противопоставив "Духу законов" и "Общественному договору" свою "Теорию политической и религиозной власти", где отрицал человеческое происхождение власти и государства, прав человека, особенно права на свободу. Пусть сильное правительство хорошо применяет божественные законы, пусть будет запрещено все, что способно нарушить законный порядок, и гармония будет существовать вечно. Именно эти построения
|