екуну-закону, ограничена интересами народа, и, если этими интересами пренебрегают, опекуну необходимо отобрать и вернуть ее тому, кто ее может вручить другим, более достойным доверия по его мнению"1 (так закладывались основы права неповиновения). Правители (и исполнительная, и законодательная власть, ибо у Локка уже есть принцип разделения властей) должны "находить" законы (ведь все идет из естественного права - все законы уже существуют в природе), а не изобретать их. Права как естественные нельзя отобрать у народа, например государство не может лишить никого собственности. (Для сравнения 14-я поправка к Конституции США: правительство не может "лишить кого-либо жизни, свободы и собственности без суда...".)
Локк, утверждая принцип разделения властей, не только доверял исполнительной власти лишь ведение текущих дел, но и верховную власть - законодательную - ограничивал тем, что закон должен быть равным для всех; закон создается не для подавления людей, а для их блага; без согласия народа нельзя увеличивать налоги; законодатели не могут передоверять свои функции никому. Так в политической теории Локка утверждался принцип доминирования общества свободных личностей над государством.2
Ограниченная роль государства и принцип разделения властей были развиты Шарлем Монтескье в работе "О духе законов". Государство у Монтескье поддерживает порядок и охраняет свободу и имущество граждан, но и только. Он принимает и тезис Локка, что законы "возникают из натуры вещей", и принцип разделения властей - исполнительная власть должна находиться в руках монарха, независимого от законодателей.3
1 Локк Дж. Опыт о человеческом разуме// Избр. произв.- М., 1960.- Т.1.- С.254.
2 См. Локк Дж. О государстве. - С.35-40, 102.
3 См.:Монтескье Ш.Л. О духе законов// Избр. произв.- М., 1955.
20
Как бы развивая его мысль, Жан-Жак Руссо ставит вопрос
|