ь даст ему право принуждать, не нарушая общей гармонии"1. Но лучшая форма государства - конституция, власть большинства по закону, основанная на компромиссе между свободой бедных и богатых, без преимущества тех или других. Правда, понимая, что экономическое неравенство нарушает политическую свободу, Аристотель считает задачей государства "моральное улучшение" людей для выравнивания собственности и заботу о бедных, "ибо у государства, где множество бедняков исключено из управления, неизбежно полно врагов"2.
Так два основных типа развития древнегреческого государства-полиса предопределили и два основных направления в развитии политической науки - консервативное (Платон) и демократическое (Аристотель).
Следующий шаг в определении как природы государства, так и его взаимоотношений с гражданином был сделан в философии стоицизма (Эпиктет, Флавий Арриан, император Марк Аврелий). В этой философии акцент делается скорее на индивидуализме: человек должен быть самим собой, поступать в соответствии со своими принципами. Он должен жить в гармонии с природой, вернее, стремиться к ней. Мир в философии - это царство разума, гармонии, законов. Но, с другой стороны, есть свобода воли человека. Это противоречие между сочетанием гармонии естественного мира и личной свободы попытался снять Марк Туллий Цицерон. В своих трактатах "Республика" и "Законы" он отмечает, что "государство -
1 Аристотель. Афинская полития.- М., 1937.- С.174-175.
2 Аристотель. Полития Аристотеля.- М., 1911.- С.163, 200-205.
18
это общество закона... хотя нельзя уравнять богатства, невозможно уравнять способности, но, по крайней мере, права перед Законом должны быть равными"1. Если цели государства справедливы, то его форма не имеет значения, хотя сам Цицерон выступает за своеобразную комбинацию монархии, аристократии и прямой демократии, идущей из римской традиции |