политики базируется на изучении человека, и впервые вводит понятие "общественный", отличая его от частного (до него существовала лишь разница между священным и обыденным). Критически оценивая прямую демократию, Платон утверждал, что первичное общество возникает стихийно, примитивно и не осознает цели своей организации в государство. Нужен класс правителей, понимающих и высшую цель, и принципы этой организации. Добро, увиденное правителем, и есть высшая цель государственного развития. Определение добра Платон вручает узкому слою правителей. Отсюда и реальная устойчивая форма государства - аристократическая республика с небольшой группой управляющих и массой управляемых - свободными гражданами, имеющими все права, кроме права участвовать в управлении. Однако Платон критически оценивает и аристократическую республику как далекую от идеала (тимократии), но стремящуюся к нему. Все остальные формы - суть отклонения (олигархия, плутократия). И абсолютно неустойчива демократия, воплощающая в себе хаос и беспорядок; такое государство неизбежно превращается в деспотию.1
Другой древнегреческий философ, Аристотель, допускает дилемму - власть людей и власть закона, но его сим
1 См.: Платон. Политика или государство// Соч.-Спб., 1863.-- Ч.З.- С. 17, 34, 58-64, 135.
2-865 17
патии ясны: власть даже несовершенного закона предпочтительнее власти личности (не отсюда ли идет принцип современного конституционного права?). Теория Аристотеля богаче; достаточно напомнить, что у него государство должно быть плюралистичным, ибо его составляют разные люди, а их полное единодушие невозможно. Поэтому богаче и институционный ряд: монархия, аристократия, конституция (каждая со своими извращениями - тирания, плутократия, демократия). Идеальна монархия: "Царь должен защищать богатых от несправедливостей, а бедных от притеснений, ибо высшая добродетель |