о и не столько личности, сколько малые группы, в которых личность себя идентифицирует, причем эта идентификация и самоидентификация могут выражаться во многих формах: социальной, национально-этнической, культурной, религиозной, профессиональной и т.п. Конечно, в конкретно-исторических условиях одна из форм идентификации является преобладающей, однако при наличии всех остальных. Вне общества нет личности, и свои интересы она выражает в тысячах разнообразных связей, отношений и взаимоотношений. Регулятором их на политическом и социально-экономическом уровне и выступает государство, понимаемое не столько как орудие обеспечения классового господства, сколько как своеобразный регулятор, отражающий баланс сил и интересов различных групп, составляющих данное общество.
§ 1. Демократия через призму истории
Проблема взаимоотношений личности и государства является ключевой в определении демократии как направления общественного развития. Она возникла с появлением этого политического института. Впервые попытка научного изучения мира, включая и элементы политической науки, частично очищенные от религиоз
16
ных идей, предпринимается в древнегреческой философии. Очищенными их можно считать условно, поскольку именно из религии ряд принципов и понятий перекочевали в политическую мысль. Так, например, из иудаизма в политическую науку вошло понятие общественного договора - "договор Бога с Авраамом" (свою законченную форму это понятие обретет в работах Ж.-Ж. Руссо).
Прямая демократия греческих городов-государств довольно быстро доказала свою несостоятельность и условность. Республика полиса быстро эволюционировала в государственные формы, основанные на формальной демократии,- олигархию, деспотию и т.п. Поэтому уже в работах Платона содержится постулат, что "правильное" государство можно и должно обосновать научно. Платон убежден, что теория |