овой политики, десятилетиями препятствовавший демократизации миропорядка, прекратил свое существование.
Было ли это итогом сочетания неблагоприятных для СССР субъективных факторов, мог ли Советский Союз без кризиса, потрясений адаптироваться к миру без "холодной войны", или же его крушение было фатально
12
предопределено необходимостью ее прекращения? Вопрос сложный и спорный, едва ли на него можно дать однозначный ответ. Бесспорно, одно - распад СССР и его системы союзов ознаменовал собой не только завершение "холодной войны", но и глубинные изменения в абрисах того миропорядка, который идет ей на смену. Будет ли он подлинно демократическим? Не подорвут ли его новые тоталитарные и националистические вызовы? Не захлестнет ли мировую цивилизацию волна национальных эгоизмов, сепаратизма, охватившая регионы, народы которых, после распада СССР и его системы союзов, ищут новые формы самоидентификации? Каким может быть роль и место России в современном мире? Не окажется ли она в полной зависимости от держав, выигравших "холодную войну"?
Авторы предлагаемой вниманию читателей работы исходят из того, что предопределенности в судьбах мира не существует, его будущее складывается в настоящем, зависит от воли и действий людей, в том числе и читателей этой книги.
РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО И ДЕМОКРАТИЯ
Прежде чем утвердиться на международной арене, приобрести универсализм и всеобъемлющее признание, идеалы демократии утвердились на национальной арене группы государств, в годы "холодной войны"- именовавших себя странами "свободного мира".
Что следует понимать под термином "демократия"? В какой мере она дает ориентиры для решения проблем народов, находящихся на разных этапах развития, обладающих несовпадающими историческими и культурными традициями? Нельзя не учитывать, что термин "демократия" на протяжении XX в. использовался в различных |