|
ому институционному образованию, с которыми связываются представления о позитивном праве.
Но все же вовсе не случайно многие авторы все же употребляют в данном случае это обозначение - "право"! Как правоведы-марксисты, последовательно придерживаясь идеи классового права, так и сторонники "вечности права" при освещении ряда аспектов первобытнообщинного строя говорят об "отцовском праве", "праве избирать и смещать старейшин", "обычном праве" и др.
Почему? Да потому, что слово "право", как мы уже видели, многозначно и оно может обозначать и качественно иное явление, чем строго юридическое регулирование, т.е. иметь неюридическое значение, в данном случае значение - естественного права. Этот термин в рассматриваемом ракурсе обозначает не институционный нормативный регулятор, не позитивное писаное право, а феномен из другого круга явлений социальной жизни - социально оправданную свободу определенного поведения, являющуюся результатом прямого действия условий жизнедеятельности людей и даже природных (и плюс к тому - трансцендентных) факторов. Здесь как раз перед нами - то, что выражает феномен права в самом широком значении этого понятия (т.е. основания, позволяющего действовать индивиду по принципу "имею право"), - феномен, который - скажу еще раз - является неотъемлемым атрибутом человеческого общества с момента его возникновения.
Все дело лишь в том, что на заре существования человеческого рода, многие тысячелетия, общий запретительный характер социального регулирования в "традиционных" первобытных обществах прятал, перекрывал некоторые, присущие и ему дозволительные элементы, обозначаемые
|