рироде своей противостоит своекорыстному интересу и близорукому воззрению
повседневного сознания.
Всегда найдется немало людей, готовых искренне удивиться тому, что в них живет
известное мировоззрение, что они имеют свой особый эстетический вкус, что они
стоят в известном постоянном отношении к голосу совести, что у них имеется
характерное для их души правосознание. А между тем каждый человек, независимо от
своего возраста, образования, ума и таланта, живет этими сторонами или функциями
души даже и тогда, когда он сам об этом не подозревает. В таком случае его
суждения и поступки слагаются непосредственно под руководством инстинктивных
влечений и побуждений и выражают его душевный уклад, его личный характер, его
индивидуальный уровень жизни, несмотря на то, что он, может быть, ничего не
знает об этом и даже не предполагает, что людям неизбежно иметь мировоззрение и
правосознание, что им неизбежно жить эстетическим вкусом и совестью.
Ограниченное, узкое, тупое мировоззрение - остается воззрением на мир;
неразвитой, извращенный, дурной вкус творит по-своему эстетический выбор:
подавленная, невыслушанная, заглушенная совесть по-прежнему бьется и зовет из
глубины, а уродливое, несвободное, слабое правосознание всю жизнь направляет
деяние людей и созидает их отношения.
Человеку невозможно не иметь правосознания; его имеет каждый, кто сознает, что,
кроме него, на свете есть другие люди. Человек имеет правосознание |