о
правоприменяющий субъект зажигает и гасит огни по своему усмотрению, и притом
произвольно выбирает, какой именно огонь ему зажечь - синий или красный; нет,
задача его в том, чтобы рассмотреть предметно и точно, горит ли уже огонек над
данным состоянием и действием, и если горит, то какой именно. Его определение
может быть объективно верным и объективно неверным, ибо, например, синий огонек
невинно осужденного остается до конца синим, несмотря на то, что все люди
признают его красным и осужденный проведет остаток жизни в темнице. И если бы
этот образ нашел себе доступ в душу человека и был бы принят ею, то она не могла
бы уже поверить тому, что истина в праве есть "результат судоговорения".
Это объективное значение права вообще не следует смешивать с его жизненною силою
или эффективностью. Значение права, правильно установленного и не отмененного,
состоит не в том, что люди его знают, понимают и почерпают в этом знании мотивы
для соответствующего поведения, но в том, что оно хранит в себе некий верный
масштаб и некое верное правило поведения, которое сохраняет свою верность даже и
тогда, когда люди не знают и не хотят его знать. Если правосознание стоит на
низком уровне, то практическое "действие" права сильно страдает от этого, но
значение его как масштаба и правила от этого не уменьшается.
Точно так же, если большая часть кодекса состоит из законов, лишенных "санкций",
или если правопорядок, установленный
|