пятно, присущее ему реально; для них это уже не только
"результат идеальной оценки с точки зрения правовой нормы": такое деяние
действительно переживается ими как объективно "темное" дело, и они бывают твердо
убеждены, что этой противоправности не избыть ничем, ни даже оправдательным
вердиктом суда присяжных: кем бы преступление ни было совершено (подсудимым или
другим, скрывшимся в неизвестности), следует ли наказать преступника или нет
-оно во всяком случае остается объективно противоправным деянием.
В сознании, последовательно продумавшем эту объективность значащего права, может
возникнуть правдоподобный образ, согласно которому на каждом предусмотренном
деянии или состоянии человека почиет некий "огненный язычок", выражающий своим
цветом его правовое значение: синий огонек выражает правомерность деяния или
состояния, красный - его противоправный характер. Если допустить этот образ, то
правовая жизнь предстанет в виде множества синих и красных огоньков,
колеблющихся, меняющих свой цвет, угасающих и вспыхивающих заново. Эти огоньки
горят своим цветом независимо от того, видят их люди или нет, и если видят, то
различают ли верно их окраску или, наподобие дальтонистов, не разбираются в
объективной природе их цветов. Понятно, что установление новой нормы не угашает
сразу прежних огней и не меняет их природы, потому что закон не имеет обратного
действия. Понятно также, что применение права состоит не в том, что
|