ядно выражается в том, что момент его
"установления" и момент его "отмены" должны получить и получают строгое
формальное определение. С нормативной точки зрения право имеет не "исторический
генезис" и не "психическое происхождение" - оно имеет основание, обусловливающее
его значение: это есть известный состав событий (напр., инициатива, обсуждение,
утверждение, обнародование закона, или - подписание и рассылка циркуляра, или -
признание, формулирование и применение обычая), фактическое осуществление
которого служит основанием или условием для того, чтобы правило стало "значащею"
нормою права (10). Нормы права "возгораются" и "отгорают" в связи с моментами
времени, т.е. в обусловливающей связи со строго определенными временными
событиями; однако и "возгорание" и "угасание" их имеет не субъективно-душевную
природу, но объективно-ценностную: так, судья, по ошибке применяющий отмененную
норму, думает, что имеет право, но на самом деле он его не применяет, а
совершает, заблуждаясь, нелепый поступок; люди, не знающие о введении свободы
собраний и опасающиеся идти на митинг, видят запретность там, где на самом деле
имеется полномочие, и т.д.
Эту несводимость права к личным душевным состояниям, эту независимость его
значения от иррелевантных "незнаний" и "несогласий" и от релевантных "нарушений"
- каждому необходимо испытать и окончательно удостоверить в личном, подлинном
опыте со всею возможною непосредственностью
|