ению
сущности положительного правосознания как такового (9).
Итак, развитие правосознания требует прежде всего работы над расширением и
утончением своего внутреннего духовного опыта. В этом отношении правовая жизнь
подлежит общему и основному закону духовного развития и является, подобно
религии, философии, науке, искусству и нравственному творчеству, разновидностью
единого жизненно-духовного делания. Но если это так, то не всякий человек,
стоящий на любом уровне умственного и духовного развития, компетентен судить о
понятии и сущности права, и "возражение" его против объективного значения права
не будет иметь никакой силы и убедительности, если в основе будет лежать
ограниченность или шаткость его личного духовного опыта. Большинство споров
между релятивистами и философами основывается именно на том, что первые не
культивируют в своем внутреннем опыте объективно обстоящие и значащие элементы,
а потому не "видят" их и отрицают их наличность, часто даже не понимая, о чем,
собственно, идет речь.
Развитие правосознания требует, чтобы каждый из нас усмотрел с силой очевидности
объективное значение права. Оно состоит в том, что квалификации, разграничения и
постановления, раз получившие всю полновесную природу права и его "достоинство",
сохраняют это значение правовой верности, правильности и обязательности
независимо от случайного незнания, несогласия или даже систематического
неповиновения со стороны того или
|