аво- противостоит
объективно обстоящее, предметно определенное, само -значащее право, только там,
где возможен спор о праве, т. е. основывающееся на тождественном смысле
высказываний состязание о правовой истине, следовательно, только там, где есть
самый предмет, а у предмета объективный, заданный к адекватному уразумению
смысл. Но смысл постигается не аффектом, и не эмоцией, и не воображением, а
мыслью. И право не переживается в виде случайных и по содержанию не обоснованных
"нормативно-атрибутивных" толчков и побуждений, но предметно восприемлется и
обоснованно испытывается волею как объективно значащее установление. Вне этого
нет и не может быть "правосознания", а будут только беспредметные и
необоснованные суждения о мнимом праве и смутные фантасмы на темы, более или
менее подобные праву.
Для того чтобы иметь зрелое правосознание, необходимо выносить в душе особый
опыт, который может быть обозначен так: это есть прежде всего непосредственное,
подлинное и отчетливое испытание чего-то неосязаемого как имеющего объективное
значение (8). Такое испытание, проверенное и очищенное интуитивным методом,
неминуемо порождает убеждение в действительной наличности предмета с объективным
значением, а попытка постигнуть этот предмет мыслью - неминуемо заставляет
признать в нем его собственный, имманентный ему и тождественный себе объективный
смысл, заданный к адекватному уразумению. Таков схематический путь к усвоению
|