ием всех этих сомнений достаточно, чтобы
отнести значение права к области иллюзий, наваждений, фантазий, или, по модному
ныне слову, к области "фантасм". Право не имеет объективного значения, как не
имеет и объективного, смыслового содержания; однако людям кажется, что в нем
есть и то и другое, и, поддаваясь этой иллюзии, они воображают, что имеют дело с
чем-то объективно значащим и обстоящим. Между тем стоит им только внимательно
присмотреться к их личному "опыту", и они убедятся в своей ошибке: все
исчерпывается их субъективным переживанием, их эмоциями и работою воображения,
создающего различные "фантасмы" (7).
Право как нечто объективное только "чудится" людям-оно как призрак или
приведение: стоит только собраться с духом, присмотреться -и оно окажется игрою
аффектов и фантазий; оно подобно "двойнику", беспокоящему запуганное
воображение; и, может быть, тому, кто не в состоянии разоблачить этого
"двойника" и преодолеть усилием собственной воли и мысли, - следует лечиться...
по способу предметного самоослепления и релятивистической наивности.
Именно здесь приходит конец всякому правосознанию ибо сознавать право - не то же
самое, что иметь клубок субъективных эмоций, посвященных реакции на мнимые
"повеления" и "предоставления". Весь вопрос о праве начинается только там, где
допускается, что не все, кажущееся правомерным, - в самом деле правомерно,
только там, где субъективному мнению о праве и посяганию на
|