ое" -
доступным; оно запрещает, требует, позволяет, наконец, оно угрожает неприятными
последствиями и приводит их, где удается, в исполнение; но оно бессильно
поставить человека в то положение безвыходной необходимости, в котором он
пребывает как явление природы: в качестве живой части мира человек может жить
только по законам природы, комбинируя их в свою пользу или же себе во вред, он
бессилен нарушить их; но в качестве субъекта права он может сплетать законные
поступки с незаконными, правомерные с неправомерными, нарушая право, преступая
его правила и даже ускользая в пустые промежутки правовой "сети" (напр., жизнь
шайки разбойников).
Однако в чем же тогда состоит "значение права"? Разве не следует называть
законом лишь то, что ненарушимо, лишь то, что непоколебимо прочно, как фатум,
ведущий согласного и насильственно влекущий строптивого? Какое же "значение"
можно признать за правом, если оно по самому существу своему нерушимо, если есть
возможность преступать и обходить его, если оно не ставит человека в положение
безвыходности, а только угрожает неприятностями, которые часто не удается
осуществить? Что значит все эти "характеристики" и "квалификации", все эти
"можно", "должно" и "нельзя", если от них возможно ускользнуть и над ними
посмеяться? В чем же сила этого закона, если в порядке внешнего,
вещественно-телесного существования он так часто бывает бессилен?
Для человека с неразвитым правосознанием
|