едоставлены на его усмотрение",
однако с тем, что если он их совершит, то ему уже "не позволено" будет "взять их
назад", "аннулировать" при всяких обстоятельствах и по одному собственному
желанию. Он видит, что его жизнь оплетена какою-то сетью так, что он фактически
может с нею не считаться, но что она от этого не порывается и не исчезает. И
притом эта сеть отнюдь не имеет вещественного характера: ее нельзя ни видеть, ни
осязать, ни уничтожить физическими мерами. Узнать о ней можно из записанных
правил, но в этих правилах о нем лично, да и ни о ком другом лично, ничего не
говорится. Говорится лишь о "людях вообще", о "свойствах вообще", о "поступках
вообще", а из этого "вытекает", что и он опутан незримою сетью каких-то
"значений" и "обязательностей". И без труда убеждается он, что с этими
"обязательностями" нередко можно и в самом деле не считаться: сделать запретное,
ускользнуть от обязанности, превысить позволенное; часто за это даже "ничего не
полагается" (leximperfccta), а иногда и "полагается" неприятное, но от него
удается ускользнуть.
Правовая "сеть", как и всякая сеть, имеет пустые промежутки; она не сковывает
человека по рукам и ногам. Право не только не предусматривает все действия и
состояния людей, но и не стремится к этому; а в том, что предусмотрено, оно не
может действовать подобно законам природы. Право не может сделать
"запретное"-неосуществимым, "обязательное" - неизбежным, "позволенное"
|