х "опытными"
руками толкование закона быстро превращается в профессиональный кривотолк. Так
правосознание народа вырождается от невозможности непосредственно принять право
в сознание. Нельзя человеку не быть субъектом права, ибо самая сущность права
состоит в том, что оно обращается ко всякому вменяемому человеку, хотя бы уже с
одними запретами и предписаниями. И согласно этому невозможно, чтобы субъектом
права была неодушевленная вещь, насекомое или животное, ибо право предполагает
способность к знанию, разумению и к соответственному управлению собою.
Однако самое знание положительного права только тогда стоит на высоте, когда оно
предметно. Это означает, что обращающийся к праву должен подходить к нему, видя
в нем объективное данное содержание, имеющее свой законченный и определенный
смысл; этот смысл, ранее кем-то ^законодателем?) продуманный и облеченный в
слова и Фразы, должен быть теперь точно выяснен и неискаженно понят. Тому, кто
хочет действительно знать положительное право, необходимо понять, что оно прежде
всего дается ему в готовом, законченном, установленном виде как особый предмет
со специфическими свойствами и чертами. Этот предмет, как и всякий предмет,
требует, чтобы восприятие, внимание и мысль приспособились к нему и научились
видеть и понимать его. Это изучение, как и всякое движение к истине, требует
того добросовестного и беспристрастного "теоретического" подхода, который
характеризует
|