голос, взыскующий о том, что "можно",
что "должно" и чего "нельзя", однако им запрещено "отзываться неведением
закона", и, невменяемые, они не могут даже претендовать на унизительную для
человека невменяемость.
Народу необходимо и достойно знать законы своей страны; это входит в состав
правовой жизни. Право говорит на языке сознания и обращается к сознательным
существам; оно утверждает и отрицает, оно формулирует и требует -для того чтобы
люди знали, что утверждено и что отринуто, и сознавали формулированное
требование. И тот, кому оно "позволяет", "предписывает" и "воспрещает",-
является субъектом полномочий, обязанностей и запретностей, т. е. субъектом
права. Самая сущность, самая природа права в том, что оно творится сознательными
существами и для сознательных существ, мыслящими субъектами и для мыслящих
субъектов.
Поэтому нелеп и опасен такой порядок жизни, при котором народу недоступно знание
его права: когда, например, среди народа есть неграмотные люди, или когда право
начертано на чуждом языке, или когда текст законов остается недоступным для
народа (2), или же смысл права выражается слишком сложно, запутанно и непонятно.
Тогда в лучшем случае между народом и правом воздвигается иерархия корыстных
посредников, взимающих особую дань за "отыскание" правоты и обслуживающих
народную темноту в свою пользу; им выгодно затемнить ясное дело, а не уяснить
темное, спасти "безнадежное" дело и внести кривду в
|