ta). Цецилий Африкан (II в.) упоминает о споре дочери с
отцом по поводу приданого (по смерти ее мужа); отец утверждал, что дочь в его
власти и приданое должна отдать ему, дочь же заявляла, что
она "мать семейства" и хочет судиться (D., 24, 3, 34). Противопоставление
"дочери семейства" и "матери семейства" как противоположных (в
отличие от прежнего "filiae loco"!9) юридических состояний находим и у
Ульпиана (D., 38, 17, 1, 1)10. В отрывке из "Институций Ульпиана" (D.,
1, 6, 4) после определения "отца семейства" (цит. выше) добавляется:
"...подобным же образом матери семейств", откуда можно заключить, что
и они могли быть несовершеннолетними (издателями Дигест эти слова,
впрочем, были заподозрены как интерполяция11). Добавим, что
женщина, ставши лицом "собственного права", оказывалась "и началом, и
концом (et caput et finis) своей фамилии" (D., 50, 16, 195, 5) - это
понятно, так как своих детей она не имела во власти (G., I, 104).
Устойчивость представлений, связанных с понятием "отец семейства", была
обусловлена тем, что, по выражению Э. Захерса (RE, s. v. pater
familias, Sp. 2124), "римская юридическая система" ставила "отца семейства" в
самый центр "правопорядка".
Нас здесь будет занимать одна сторона этих представлений, а именно -
связанная с осмыслением имущественных отношений. На материале
раннего |