1), откуда как будто бы
следует, что отпущеннице - наложнице патрона оно подобало.
Несколькими десятилетиями позже, правда, Ульпиан писал, что "для патрона
почетнее иметь отпущенницу наложницей, чем матерью
семейства" (т.е. опять-таки, чем женой - 25, 7, 1). Но в Ульпиановом же общем
определении "матери семейства" представления о ее
положении в обществе и о состоянии в браке оказываются оторванными друг от
друга: мать семейства - это женщина, которая "живет честно"
(non inhoneste), а "посему не имеет никакого значения, замужняя она или вдова,
свободнорожденная или отпущенница, ибо не брак и не
происхождение (natales) создают мать семейства, но добрые нравы" (50, 16, 46,
1). В другом месте Ульпиан подчеркивает, что выражение "мать
семейства" должно пониматься как "женщина уважаемая и влиятельная" (notae
auctoritatis femina - 43, 30, 3, 6).
Однако уже у Цервидия Сцеволы (II в.) мы находим принципиально иное
употребление термина "мать семейства", а именно - по аналогии с
"отцом семейства" - для обозначения женщины "собственного права",
приобретенного ею в результате смерти отца или эманципации (D., 32,
41, 7). Такое же словоупотребление, наряду с охарактеризованными выше,
встречаем и у Ульпиана, см. D., 1, 7, 25: "...своей дочери, которая
жила как мать семейства по праву эманципированной" (собств.- quasi |