е самого дома и рода" (ex
eadem domo et gente). Далее Ульпиан говорит о "фамилии" как совокупности
рабов, различая и тут два значения: 1) совокупность, составленная
для определенной цели (например: "фамилия" откупного товарищества, т.е. его
рабы, составлявшие его аппарат); 2) собирательное обозначение
всех рабов одного господина, причем в этом смысле слова обозначением
"фамилия" охватывались и "сыновья" (т.е. подвластные свободные).
Представляется очевидным, что за всем спектром перечисленных здесь (хотя и
не исчерпывающе) дифференцированных значений стоит
изначальное представление о некоем нерасчлененном единстве лиц и "вещей"
(лиц и имущества). Следует подчеркнуть, что оно было
свойственно не только римлянам, но и древним и архаическим обществам
вообще5.
Связь между понятиями "фамилии" и "дома" была неразрывна6 (см. D., 37, 11,
11, 2, где речь идет об усыновленном, который "вместе. с собой"
переносит и "свое имущество" - fortunas suas - "в чужую фамилию и дом" -
in familiam et domum alienam). Из такого общего понимания "дома"
как понятия, почти равнозначного "фамилии", видимо, исходит и Ульпианово
определение "отца семейства": pater... familias appellatur, qui in domo
dominium habet - "отцом семейства... называется тот, кто в доме располагает
доминием" (D., 50, 16, 195, 2). И контекст, и этимология |