и философы, но и многие мыслители более поздних времен. "Величие и ничтожность человека настолько зримы, — писал великий французский философ Вольтер (1694—1778), — что истинной религии необходимо поучать нас тому, что в человеке заложен некий огромный принцип величия и одновременно — некий огромный принцип ничтожества".
Воспитательная роль права проявляется и в том, что оно призвано развивать в людях чувство справедливости, правды, добра, гуманности. Закон есть "царь всех божественных и человеческих дел", — с пафосом провозглашали римские юристы. Нужно только, чтобы он стоял "во главе как добрых, так и злых", служил "мерилом справедливого и несправедливого". Он приказывает делать то, что "должно быть совершаемо".
Помимо названных функций право по отношению к любому обществу и государству выполняет и иные, более разнообразные роли. Данный вывод, как и многие другие положения теории государства и права, имеют не локальный или преходящий, а общий, универсальный, не подверженный сиюминутным политическим или иным влияниям, характер.
В предлагаемом академическом курсе "Общей теории государства и права", подготовленном высококвалифицированным составом авторов, многие из которых получили всеобщее признание в юридическом мире и являются ведущими учеными нашей страны, предпринимаются попытки оптимального сочетания фундаментального материала и прикладного, традиционных классических выводов и подходов к исследованию предмета с современными, новыми подходами.
При подготовке Курса широко использовался отечественный и зарубежный опыт подготовки подобных работ. Учтены современные научные исследования в сфере государственной и правовой жизни, а также новейшее российское и, отчасти, зарубежное зако-нодательство. В работе представлен широкий спектр мнений по рассматриваемым проблемам.
Авторы сочли возможным и полезным включить в структуру и содержание Курса не только |