|
правом'. Само же право расценивалось как нечто декларативное (конституция) либо противостоящее нравственности (отсюда порицание "формализма", призывы "судить по совести, а не по закону" и т. п.).
Расхожее суждение: "закон — что дышло, куда повернул — туда и вышло" является проявлением не правового нигилизма, а напротив, выражением разочарования в правовом содержании закона. Авторитет права подрывается и декларативностью содержащихся в текстах ряда законов положений, и их недостаточной определенностью, и, главное, невозможностью осуществить их на практике. Если в законе провозглашается право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской, а способ реализации этого права долгие годы не определяется, то налицо закон, не являющийся правом. Такой закон не только не вносит порядок в общественные отношения (цель права), но и возбуждает неразрешенные споры и социальные конфликты, сеет недоверие к другим законам, подрывает авторитет права вообще (имею право — осуществить не могу).
Авторитетность права более всего зависит от его способности воплощаться в систему общественных отношений, создавая правопорядок.
Авторитет права снижается (и/или падает), если юридические факты, порождающие правовые последствия, не определены, либо если для их оформления необходимы усилия, но трудности несоизмеримы с искомым правовым результатом; сбой в правовом регулировании неизбежен, если расплывчато или неясно обозначено содержание правоотношений или запретов; наконец, правопорядку причиняется урон, если не определены порядок применения права, а также эффективные и соразмерные санкции за правонарушения. При издании нормативно-правовых актов необходимо учитывать, что правовое регулирование отношений и поступков возможно лишь там, где объективно существует доказуемость и исполнимость правоотношений средствами юридического процесса, что реализация
|