|
ом или ином месте в то или другое время, он еще может указать; но является ли то, чего они требуют, правом, и каков всеобщий критерий, на основании которого можно вообще различать правое и неправое, — это ос-тается для него тайной, если он хоть на время не отвлечется от эмпирических принципов и не поищет ответов на эти вопросы в одном лишь разуме (хотя бы упомянутые законы и служили ему для этого хорошим руководством), чтобы установить основу для возможного положительного законодательства. Чисто эмпирическое учение о праве, — заключает И. Кант, — это голова (подобно деревянной голове в басне Федра), которая может быть красива, но, увы, не имеет мозга"^.
Как видно из изложенного, мысль И. Канта состояла в том, что для постижения сущности права недостаточно знать содержание законодательства разных стран и народов, т. е. эмпирическую действительность. Сущность права не только не может быть постигнута методами практической юриспруденции, но и вообще не относится к кругу ее интересов, поскольку для практикующего юриста
______________________________________________________________________________
' Шершеневич Г. Ф. Общая теория права (по изданию 1910—1912 гг.). Т. 1. Вып. 1. М., 1995. С. 280;
2Пашуканис Е. Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1980. С. 48;
3Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М., 1995. С. 100. ' Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 432. 'Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 4.4.2. М., 1965. С. 139. Неточности перевода и опечатки исправлены по немецкому изданию: Kant I. Metafisik der Sitten. Leipzig, 1983.
первостепенное значение имеют поиск юридических фактов и доказательств, относящихся к данному делу, правовая оценка обстоятельств казуса, определение — кто на что имеет право, к чему обязан, в каких пределах и размерах и т. п.
Сущность права не может быть постигнута ни
|