_______________________________
' Дюги Л. Общество, личность и государство. СП6., 1901. С. 22.
жание правовых законов, что это и есть не что иное, как "закон законов"".
Следовательно, все другие законы, которые не содержат в себе правового идеала, сообразующегося с принципами добра, справедливости и иными им подобными принципами, не являются правовыми.
Стремление подвести прочную моральную основу под законодательство в целом и под конкретные законы, — несомненно, весьма благородное дело. Человечество может только мечтать о том, чтобы под каждым издаваемым в той или иной стране законом имелась солидная моральная база.
Однако нельзя не заметить, что, стремясь подвести моральную базу под закон и таким образом "отмежевать" его, назвав правовым, от всех иных законов, авторы невольно смешивают моральные категории с правовыми. В отечественной юридической литературе правильно отмечалось в связи с попытками определить право как "нормативно закрепленную справедливость", что ссылка на моральные категории справедливости, добра и зла важны при оп-ределении понятия и характеристики морали, но не самого права".
Таким образом, использование этих категорий при определении понятия права, а тем самым и "правового закона" отнюдь не способствует решению проблемы соотношения права и закона. Более того, оно непроизвольно усложняет проблему, ведет к смешению категорий права и морали. Очевидно, ее удовлетворительное решение возможно лишь на принципиально новой методологической и мировоззренческой основе и является делом отдаленного будущего.
В настоящее же время, во-первых, можно лишь констатировать факт нерешенности и в то же время огромной социальной значимости проблемы соотношения права и закона; а во-вторых, необходимо иметь в виду, что в правотворческой и правоприменитель-ной деятельности государственных органов России и других стран доминирующими |