и этом определяется не иначе как "форма выражения свободы в общественных отношениях, как мера этой свободы, форма бытйя свободы, формальная свобода"^ В развернутом виде право представляется как "претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования
____________________________________________________________________________
' Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993. С. 13.
2 Нерсесянц В. С. Право и закон. М., 1983. С. 342.
общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды'".
Что же касается государства, то оно при таком правопонима-нии не только не рассматривается в качестве творца или источника права, но и, наоборот, само объявляется повсеместно связанным или по крайней мере значительно ограниченным в своих действиях правом. Оно представляется в качестве института, который не столько устанавливает, сколько формулирует или выводит право, благодаря законотворческой деятельности, из объективно существующей экономической, социально-политической и иной действительности.
Государство — исключительный творец и источник законов, но отнюдь не права. Государство монополизирует законотворческую, а вовсе не правотворческую деятельность, ибо законотворчество и правотворчество, а вместе с ними закон как результат процесса законотворчества и право как продукт процесса правотворчества, согласно развиваемым при таком подходе воззрениям, отнюдь не всегда совпадают.
Каков же критерий "правовых законов"? Какие |