и по праву может и должен быть подвергнут принудительным мерам"'.
Л. И. Петражицкий, а вместе с ним и другие авторы особое внимание обращают на два вида государственного принуждения: физическое и психическое.
Под физическим, принуждением понимаются "всякие предусматриваемые правом меры, состоящие в применении физической силы для поддержания правопорядка, в том числе репрессивные меры, например, — заключение в тюрьму, смертная казнь и т. п."^.
Что же касается психического принуждения, то здесь на первом плане стоит страх "подвергнуться тем мерам, которые предусмотрены правом на случай неповиновения". Именно страх "психически принуждает граждан сообразовывать свое поведение с требованиями права"^.
Государственное принуждение активно применяется при нарушениях норм права. Во всех остальных случаях постоянно сохраняется лишь потенциальная возможность его использования.
§ 3. Право и закон
Проблема соотношения права и закона существовала практически всегда, с древнейших времен, с тех пор, как появилось право. Рассматривалась эта проблема множество раз в рамках и зарубежного, и отечественного права. В нашей стране последние, весьма острые и недостаточно успешные, судя по их конечным результатам, споры приходились на 60—80-е гг. Каждая из спорящих сторон приводила свои собственные, на ее взгляд, самые убедительные аргументы, стремилась приобрести как можно большее число
_______________________________________________________________________________
' Иоффе О. С., Шаргородский М. Д. Указ. соч. С. 60.
2 Петражицкий Л. И. Указ. соч. М. 260. ' Там же. С. 260. ^ Там же. С. 269.
последователей. Однако в практическом плане все оставалось без изменений.
Актуальность проблемы соотношения права и закона сохраняется и поныне. Более того, она не только сохраняется, но и периодически, особенно в переходные, сопровождаемые усилением социальной |