— исторически первично, а что вторично. Однако они не правы, когда речь идет об установлении характера взаимоотношений государства и права. Это уже далеко не бессмысленное занятие — определить, в каком соотношении находятся государство и право теоретически и практически, действует ли государственная власть в рамках закона и является ли "законной властью" или же она нарушает ею же установленные правовые требования и ставит себя таким образом в положение незаконной (нелигитимной) власти.
Вопрос о связанности государства правом, о правовых пределах деятельности государства находил живой отклик у многих поколений юристов и неизменно вызывал среди них горячие споры.
Признавая чрезвычайно важную роль государства в процессе реализации норм права, многие юристы исходят и исходили тем не менее из того, что государственная власть не есть "воля", могущая делать что угодно и как угодно, "опираясь на силу", и что "важнейшим служением общему благу со стороны государственной власти... является служение праву"^
Такой позиции наряду с российским профессором Л. Петра-жицким придерживался известный французский юрист, основатель теории "солидаризма" ("синдикалистского государства") Леон Дюги. Вполне возможно доказать, — писал он, — что помимо своего соз-дания государством право имеет прочное основание, предшествует государству, возвышается над последним и, как таковое, обязательно для него". Государство, доказывал Дюги, должно быть "подчинено норме права", которое находит "свое первое проявление в совести людей, более полное выражение в обычае, в законе и свое осуществление в физическом принуждении государства, которое таким образом оказывается ни чем иным, как силой, служащей праву"^.
Идеи подчинения государства праву, самоограничения государства, в том числе и с помощью права, разделял также видный немецкий социолог и правовед Г. Еллинек. Создавая |