дарственными — общественными, партийными и иными органами и организациями.
Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои уполномоченные на то органы, или же опосредован-но, путем передачи отдельных своих полномочий на издание неко-
______________________________________________________________________________
' Kelsen H. General Theory of Law and State.L., 1961. Р. 110—113, 182.
торых нормативно-правовых актов негосударственным органам или организациям. В последнем случае говорят о "санкционировании", то есть о даче разрешения государством на осуществление ограниченной правотворческой деятельности этим негосударственным органам и организациям.
Означает ли факт издания или санкционирования государством системы норм их полную зависимость от государства и подчинение государству? Является ли право лишь средством в руках государства, одним из его признаков, атрибутов или оно выступает по отношению к нему как относительно самостоятельный институт?
В отечественной и зарубежной юридической литературе имеется три группы различных мнений на этот счет, три значительно отличающихся друг от друга суждения, подхода.
Суть первого из них состоит в том, что нормы права рассматриваются, как подмечает известный российский правовед Г. Шершеневич, в виде "требований государства". Государство при этом, "являясь источником права, очевидно, не может быть само обусловлено правом. Государственная власть оказывается над правом, а не под правом". Государство в свете такого суждения рассматривается как явление первичное, а право — как вторичное.
Смысл второго, противоположного, подхода заключается в том, что само государство и государственная власть должны носить правовой характер. В основе государственной власти долен лежать "не факт, а право". Государство, хотя оно и издает правовые акты, не может быть источником права, "потому |