стиции, ни в Государственном совете не было конкретного конечного
образа, к которому должна была бы привести реорганизация суда присяжных.
Концепция кризиса суда присяжных в России объясняет многие моменты, необъяснимые
с точки зрения судебной контрреформы или ограничения судебной реформы 1864
г. Несомненно, ряд законов в период 1878-1889 гг. сузил компетенцию присяжных
заседателей, но не все эти меры носили политический характер, как, например,
изъятие из ведения заседателей дел о сопротивлении распоряжениям правительства,
неповиновении властям, убийствах и покушениях на убийство должностных лиц
и т. д. Была изменена подсудность и у ряда преступлений, с которыми суд присяжных,
в силу своей специфики, просто не справлялся. Например, были изъяты дела о
мелких кражах со взломом, о нарушениях паспортного устава и др. Кроме того,
в состав Временных комиссий, готовивших общие, очередные и запасные списки
присяжных заседателей, ввели людей, непосредственно заинтересованных в нормальной
работе судебных органов (лиц прокурорского надзора и др.), был изменен порядок
составления списков присяжных, а также контингент лиц, имеющих право быть
включенными в эти списки. Причем за счет установления ценза грамотности состав
присяжных заседателей был явно улучшен с точки зрения осуществления правосудия.
Судебная практика выявила ряд процессуальных недостатков, поэтому были приняты
некоторые законы,
|