|
КУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
До распада СССР и обретения Россией полного государственного суверенитета (1991 г.) оперативно-розыскная деятельность (ОРД) проводилась в широком масштабе (прослушивание телефонов, просмотр писем, обследование жилищ и установка в них аудио-, видео- и прочей аппаратуры, наружное наблюдение и др.), однако законодательством такие меры не были предусмотрены.
Оперативно-розыскной порядок действий, ограничивающий право на частную жизнь граждан, был введен Законом РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации", принятым Верховным Советом РФ 13 марта 1992 г.2, а также Законом РФ "О федеральных органах государственной безопасности", принятым Верховным Советом РФ 8 июня 1992 г.3 В дальнейшем право проведения оперативно-розыскных меро-
__________
1 Там же, с. 201.
2 Российская газета, 1992, 29 апреля.
3 Российская газета, 1992, 12 августа.
69
приятии получили в пределах своей компетенции Служба внешней разведки, Налоговая полиция, Федеральная служба правительственной связи и информации (ФАПСИ), Федеральная пограничная служба, Главное управление охраны РФ, Служба безопасности Президента РФ. В результате принятия этих законов была легализована негласная оперативно-розыскная деятельность (ОРД). Резко возросло число органов государства, правомочных проводить такую деятельность. Судебный контроль за органами ОРД. пока отсутствовал. Прокурорский надзор обладал ограниченными возможностями, поскольку прокурору не предоставлялись сведения об агентах и информаторах, тактике, средствах и методах оперативной работы.
В декабре 1993 г. была принята новая российская Конституция, провозгласившая право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, в частности тайну переписки, телефонных и иных сообщений,
|