требовал от них "наблюдения за ходом следствий" и указывал, что "тщательному бдению их подлежит смотреть за правосудием"2.
Ситуация в корне изменилась в результате судебной реформы 1864 г. Важнейшими чертами реформы, в частности, были: отделение судебной власти от исполнительной и законодательной, лишение прокуратуры надзорных функций, возложение на прокуроров лишь обязанности уголовного преследоваия путем руководства дознанием и поддержания государственного обвинения в судах, учреждение прокуратуры при судах (окружных судах, судебных палатах и Сенате, который стал только судебным органом), соединение в одном лице функций генерал-прокурора и министра юстиции, свидетельствовавшее о принадлежности прокуратуры к исполнительной власти, устранение прокурорского надзора за судами и судебными следователями.
Однако судебная реформы 1864 г. в России опиралась на концепцию, хотя и признающую разделение властей, но полагавшую, что все они, как ветви дерева, имеют основанием могучий ствол - самодержавие. Приговоры выносились именем Императора, и он же утверждал их в случаях совершения особо опасных преступлений.
Революция 1917 г. смела царскую судебную систему, а с нею - и прокуратуру. Создавались новые суды, но прокуратуры в течение первых четырех лет советской власти не было. В судах выступали правозащитники и члены коллегий обвинителей при Исполкомах3.
__________
1 Российское законодательство X-XX веков. Том S / Под ред. Индова Е. И. М., 1987, с. 281.
2 Фоцницкий И. Я. Указ, срч, с. 34-35.
3 Шифман М. Л. Прокурор в уголовном процессе. М., 1948, с. 20-23; Даев В. Г., Маршунов М. Н. Основы теории прокурорского надзора. Л., 1990, с. 22-23; Маршунов М. Н. Прокурорско-надзорное право. СПб., 1991, с. 7.
10
Своеволие мест, раздробленность власти, сепаратизм - все это побудило создать
|