|
опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов" (ч. 3 ст. 1). И далее: "Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя" (ч. 2 ст. 35).
Казалось бы, проблема решена. Но в последнее время появилась инспирируемая прокуратурой тенденция вновь наделить прокурора функцией надзора за судом. Так, высказано мнение, что именно прокурор "является гарантом законности при осуществлении судопроизводства", и в суде он "не перестает быть представителем органа, осуществляющего надзор..."2.
И другие авторы пишут, что в суде первой инстанции прокурор реализует свои надзорные полномочия, он обладает равными правами с защитником лишь в доказывании; прокурор и суд взаимно контролируют друг друга; прокурор не должен быть органом уголовного преследования - он осуществляет только надзор3.
__________
1 Четвертый съезд народных депутатов.- Известия, 1990, 29 декабря.
2 Комментарии и разъяснения к Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" / Под ред. Рохлина В. И. и др. СПБ, 1999, с. 97-98.
3 Бойков А., Скворцов К., Рябцев В. Проблемы развития правового статуса Российской прокуратуры.-Уголовное право, 1999, № 2, с. 12, 18, 21.
59
В связи с оживлением этой, казалось бы, угасшей концепции возникает необходимость разобрать точки зрения относительно роли прокурора в суде при рассмотрении им уголовных дел.
Концепция "прокурор - уголовный истец" опирается на теорию разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная). Прокуратура, согласно этой концепций, относится к исполнительной власти (хотя и не вполне в нее вписывается), поэтому прокурор в этой правовой системе одновременно может быть главой ведомства (министром юстиции) либо назначается последним. Прокуроры, в соответствии
|