Положение о прокурорском надзоре в СССР от 24 мая 1955 г., принятое в условиях преодоления культа личности и восстановления демократических форм правления, определило основные направления деятельности прокуратуры, в частности сохранило общий надзор, надзор за законностью при производстве предварительного расследования, а также надзор за законностью судебных решений, исполнения, приговоров, содержания арестованных в местах лишения свободы.
В Конституции СССР 1977 г. прокуратуре была посвящена отдельная глава (21), и ее функции определялись как высший надзор за законностью деятельности органов государственного управления (кроме Совета Министров), колхозов, общественных организаций и граждан. Направления прокурорского надзора были конкретизированы в Законе СССР "О прокуратуре СССР", принятом 30 ноября 1979 г. (общий надзор, надзор за расследованием преступлений, уголовное преследование, поддержание государственного обвинения в судах, надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах, надзор за соблюдением законов в местах лишения свободы и др.).
В период перестройки появилось большое количество противоречивых нормативных актов, предпринимались попытки неверно истолковать и обойти закон. В связи с этим на первое место в работе прокуратуры выдвинулся общий надзор. М. С. Горбачев, выступая на XIX Всесоюзной конференции КПСС, сказал, что "недооценивался общий надзор прокуратуры" и что "необходимо устранить ... перекос, поставив задачу вернуться к ленинской позиции и утвердить в качестве главной функции
__________
1 Даев В. Г., Маршунов М. Я. Указ, соч., с. 25.
2 Законы о прокуратуре 1992, 1995 и 1999 гг. от слова "высший" отказались. Критику "высшего" надзора см.: Савицкий В. М Очерк теории прокурорского надзора. М., 1975, с. 12.
13
прокуроров надзор за повсеместным
|