|
ии или иным образом донести до суда свою позицию по делу. Расширение состязательности надзорного производства свидетельствует р том, что и в нем прокурор все более и более становится обвинителем.
Что касается возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам, то прокурор осуществляет функцию уголовного преследования тех лиц, по чьей преступной вине был вынесен незаконный и необоснованный приговор (судей, прокуроров,
81
следователей, дознавателей, потерпевших, свидетелей, экспертов, переводчиков).
Но расследуя иные вновь открывшиеся обстоятельства (п. 4 ч. 2 ст. 384 УПК РСФСР), прокурор не выполняет ни функцию обвинения, ни функцию защиты. И это понятно, потому что в данном случае вообще нет обвинений и нет уголовного дела, то есть совокупности материалов, изобличающих кого-либо в совершении преступления. После установления вновь открывшихся обстоятельств прокурор, выступая в суде, требует отмены основанного на них приговора, независимо от того, является ли этот приговор обвинительным или оправдательным. Таким образом, в данном случае прокурор обвинителем не является. Но и надзором за законностью эту функцию тоже нельзя назвать.
В стадии исполнения приговора прокурор вправе участвовать в рассмотрении судом некоторых процессуальных вопросов (об освобождении осужденного от наказания по болезни, об условно-досрочном освобождении и т. д.). В данном случае прокурор - не обвинитель, однако он и не орган надзора за судом и вообще не надзорный орган. В ряде стран такие функции выполняет пенитенциарный судья, фигура которого, быть может, могла бы подойти и для российского уголовно-исполнительного права.
8. СУД И ПРОКУРОР В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
Советская прокуратура с самого начала ее образования (1922 г.) осуществляла надзор за законностью не только в уголовном, но и
|