я все общественное устройство.Ее основными атрибутами являются
неверие в закон как эффективное средство борьбы за соблюдение прав и защиту
интересов личности,фатальная покорность любым исходящим от носителей власти
предписаниям независимо от их законности и справедливости,отождествление
государства и общества,"казенный патриотизм ".(Еще Герцен уничижительно
характеризовал его как "петербургский патриотизм,который похваляется
количеством штыков и опирается на пушки ".)А там,где нет веры в закон,есть вера в
непреодолимость действующего на всех уровнях и воспроизводящего себя
произвола.
Еще один стереотип,на котором стоит наш квазиэтатизм,-это боязнь хаоса,
анархии,которые якобы наступят,стоит только чуть "отпустить вожжи ".Логически
ясно,что тут происходит несложная подмена понятий -свобода подменяется
хаосом.Однако формальная логика,как известно,никогда не была сильной стороной
массового сознания.Так или иначе,но сама идея свободы остается для обывателя
непривычной и пугающей.Куда привычнее для него,например,полуосадное
положение со всеми его атрибутами.И люди,прожившие всю свою жизнь,ощущая
себя подданными всесильного тоталитарного государства,настолько привыкли к
этому состоянию,что теперь чувствуют себя как-то неуютно.Однако на самом деле
они боятся не столько "анархии ",сколько необходимости индивидуального
ответственного выбора,составляющего один из непременных элементов свободы,
необходимости
|