и перемен
Он распространен на разных уровнях сознания,в разных социальных группах
и возникает на пересечении двух факторов:с одной стороны,это понимание
ущербности,порочности и бесперспективности господствовавшей испокон веков
системы общественных отношений,с другой -это ощущение своей органической
сращенности с этой системой,в силу чего ее изменение воспринимается как угроза
устоявшемуся порядку бытия,заведенному укладу жизни,пусть далекому от
совершенства,но единственно привычному,и,следовательно,как личная угроза.
Причем комплекс этот распространен не только в среде,ранее особо благополучной
или привилегированной.Перемен боятся и многие из тех,кто,казалось бы,мог от
них только выиграть.Однако риск и состязательность пугают их.Государственная
опека,дававшая гарантии прожиточного минимума,возможность прожить пусть кое-
как,но зато без особого напряжения в труде,а часто во многом просто за счет
имитации полезной деятельности,по-прежнему привлекательна для многих.
В целом здесь,видимо,срабатывает стереотип,о котором писал еще
Карамзин:"Зло,к которому мы привыкли,для нас чувствительно менее нового
добра,а новому добру как-то и не верится ".Вот на таком причудливом фундаменте,
сложенном из неудовлетворенности своей жизнью и боязни эту плохую,но
привычную жизнь изменить,и зиждется комплекс неполноценности,проявляющийся
в стремлении хоть как-то,пусть иллюзорно,преодолеть данное подсознательно
ощущаемое
|