нности.Возникшая еще в условиях
греческих полисов школа естественного права в период борьбы с оковами
феодализма выдвинула новые критерии нравственного измерения политики и
государственности:идеи прав человека как универсальной категории,основанной на
свободе и равенстве.Права человека в такой интерпретации сопрягаются с
принципами правового государства -разделением властей,верховенством права,
взаимной ответственностью индивида и государства.Последний принцип
раскрывается через признание значимости "добродетелей "не только правителей,но
и самих граждан,иными словами,моральных качеств всех,кто участвует в
политическом процессе.
Следует обратить внимание на то,что,апеллируя к нравственным категориям
в оценках государственности,политическая мысль активно искала те институты и
механизмы,которые могли бы предотвратить неблагоприятные последствия прихода
к власти политиков,лишенных "добродетелей ",пренебрегающих "общим благом "
либо ложно его понимающих.Сочетание персонализма и институционализма нашло
свое проявление в демократическом режиме,связанном "напряжением нравственных
сил " народа,,и в правовом государстве,основанном на институтах,которые призваны
осуществлять контроль за властью,удерживать общество в состоянии согласия и
равновесия.
Если свести нравственные категории общего блага,свободы,гражданских
добродетелей,заинтересованного отношения к государственной власти,соучастия в
ее осуществлении,выдвинутые
|