не признается общей аварией случай, когда убытки причинены обрубанием
обломков или частей судна, ранее снесенных или фактически утраченных вследствие
морской опасности.
3. Расходы и пожертвования должны быть разумными и чрезвычайными. Так,
например, не признаются общей аварией убытки, причиненные форсированием работы
двигателей либо иной работой двигателей и других машин или котлов судна, находящегося
на плаву (п.2 ст.297 КТМ). Данное положение может показаться несправедливым,
так как зачастую легче снять судно с мели, используя двигатели, нежели ждать
прибытия буксира. В таком случае стороны могут исключить данную норму и руководствоваться
цифровым Правилом VII, в соответствии с которым общей аварией признаются убытки,
причиненные судну деформированием двигателей при снятии его с мели.
Очевидно, во времена греков и римлян было легче определить понятие общего
морского предприятия, чем теперь, во времена высокоорганизованной торговли,
когда риску подвергается судно, груз, фрахт, оборудование, кредиторы и страховщики.
Заметим, что основные критерии отнесения убытков к общей аварии не изменились
со времен Родосского закона о выброшенном в море, а лишь подверглись некоторой
детализации. И, как было отмечено выше, морских опасностей с древних времен
не стало меньше, и когда судно покидает порт, его судьба целиком и полностью
зависит от опыта капитана и милости
|