.)
Во-первых, опасность должна непосредственно угрожать и кораблю, и грузу.
Во-вторых, необходима жертва, принесенная для спасения. Древние греки
относили сюда товары, выброшенные за борт, срубку мачт и других снастей, выкуп
от пиратов и др.
В-третьих, указанные меры должны были быть предприняты по распоряжению
капитана корабля.
И, наконец, в-четвертых, судно, а также часть груза должны остаться в
целости*(6).
В современном законодательстве (КТМ РФ, п.1 ст.284) понятие общей аварии
сформулировано следующим образом: "Общей аварией признаются убытки, понесенные
вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований
ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества,
участвующего в общем морском предприятии, - судна, фрахта и перевозимого судном
груза". Данное положение соответствует Правилу А Йорк-Антверпенских правил.
Итак, для признания убытков общей аварией необходимо, чтобы был выполнен ряд
условий, а именно:
1. Опасность должна быть общей для всего морского предприятия (судна,
фрахта и перевозимого судном груза), то есть опасности должно подвергаться
все общее морское предприятие, а не одна или несколько сторон, в противном
случае убытки не будут признаны общей аварией. Так, если судно следует без
груза, то все расходы лягут на судовладельца. При этом опасность должна существовать |