иплин при изучении, например, следующих проблем: как государства взаимодействуют с различными неправительственными акторами?, в каких формах, по каким проблемам, с какими неправительственными акторами здесь наблюдается сотрудничество, а по каким, напротив, - жесткое противостояние? и т.п. Заметим, что эти вопросы все в большей мере волнуют не только исследователей, но и политиков.
Сказанное не означает, конечно, что проблемы классических исследований по международным отношениям - внешняя политика отдельных государств, двухсторонние и многосторонние межгосударственные отношения - не являются более актуальными. Речь лишь идет о том, что традиционные исследования должны быть "вписаны" в более широкий контекст мирового развития.
В целом же, вследствие сближения, и мировая политика, и международные отношения сегодня нередко используются как синонимы, при этом, правда, подчеркивается, что речь идет о современных международных отношениях.
Другим важным моментом, на который обратили внимание авторы, развивающие идеи мировой политики или современных международных отношений, является глобализация, понимаемая, прежде всего, как процесс размывания межгосударственных границ вследствие развития информационных и коммуникативных технологий, экономических связей и отношений. В этой связи в международных отношениях второй половины ХХ столетия все значимее становилась экономическая и информационная компонента.
Обе тенденции - глобализации и усиление деятельности негосударственных участников - повлекли за собой и другие направления в развитии мира - такие, как его интеграция, демократизация и т.д. Прозрачность межгосударственных границ и активность негосударственных акторов позволяют значительно большему количеству людей участвовать в процессе принятия политических решений, образовывать союзы и объединения.
Разумеется, действия названных тенденций далеко неоднозначно |