олитикой и международными отношениями. Происходит то, что М. Доган назвал "гибридизацией", которая представляет собой "творческий обмен информацией, причем в основном в периферийных областях исследований"41. Иными словами, наиболее интересные результаты можно ожидать скорее на стыке различных дисциплин. Если вести речь о международных отношениях, где в центре внимания - государственные акторы, и мировой политике, изучающей, в том числе, и негосударственных акторов, то таким "стыком" предметных областей является проблема взаимодействия (сотрудничество и противостояние) государственных и негосударственных акторов (например, сотрудничество при урегулировании конфликтов и противостояние террористических организаций и государственных структур)42.
Второе. Рискнем предположить, что особенностью кризисного или "переходного" периода развития мира является то, что большое значение при объяснении направления или пути посткризисного развития приобретают процедурные факторы (зависимые или субъективные переменные), т. е. те, которые связаны с процессом принятия решения, личностными особенностями и т. п., в отличие от структурных (независимых или объективных переменных), которые обусловлены экономическим развитием, социальной структурой общества и т. п.
Данная гипотеза основывается на том, что и при исследовании других феноменов политического развития в критической точке наибольшим объяснительным значением обладают именно процедурные факторы. Так, А.Ю. Мельвиль, выделяя две фазы в процессе демократического транзита - учреждения демократии и ее консолидации (фактически принятия демократического пути развития и в этом смысле поворотной точке), отмечает, что, если на первой фазе при исследовании перемещение с одного уровня на другой предполагает "постепенный переход от преимущественно структурного к преимущественно процедурному анализу" (с.19), то на второй фазе мы имеем
|